Walking
+7 (499) 653-54-05

Тратака

В перечне очистительных действий, перечисленных Свами Сватмарамой в «Хатха-Йога-Прадипике», одна из техник стоит особняком, тратака.

Тратака — это шаткарма или одна из шести основных очистительных практик йоги. В основном она состоит из концентрации взгляда и внимания на определенной точке, или мандале, или пламени свечи. Тратака снимает с глаз напряжение и усталость и помогает их очистить, а еще развивает умение сосредотачиваться, успокаивает сознание и помогает расслабиться. 

После перечисления сугубо физиологических процедур (очистительное действие которых вполне очевидно) упомянута техника, по сути приближающаяся к практике дхараны (концентрации внимания).  По каким же причинам тратака оказалась в списке шести действий, устраняющих дисбаланс дош и готовящих адепта к пранаяме?

Состояние сознания и активность человеческого мозга в значительной степени связана с активностью глазодвигательных мышц. К примеру, общеизвестен факт, что в разные фазы сна наблюдается различная активность глазодвигательной мускулатуры (фазы быстрого и медленного движения глаз). При разглядывании предметов, при движении тела, при наблюдении за местностью из окна движущегося транспорта происходят сложно координированные, но рефлекторные и чаще всего неосознаваемые движения глазных яблок. Работа мозга и уровень активности сознания всегда имеет некое отражение в активности движения глаз. И наоборот – сознательно меняя активность движения глазных яблок, расслабляя или фиксируя их неподвижно, мы можем целенаправленно менять активность мозга и сознания. Именно поэтому в йоге существует целый блок практик, направленных на повышение волевого навыка управления глазами, способности фиксировать и расслаблять их.

  Для практики тратаки может быть избран любой неподвижный объект небольшого размера. Желательно, чтобы объект был контрастным – например, маленький черный кружок на белом фоне. Но наиболее распространенным объектом для тратаки является пламя свечи – оно контрастно, приятно для взора и при отсутствии сквозняков неподвижно.

Практику тратаки можно разделить на два этапа – внешняя, или бахиранга-тратака, и внутренняя, или антаранга-тратака.

  Первый этап подразумевает непосредственное созерцание объекта. Следует зафиксировать глазные яблоки неподвижно и сосредоточить взгляд на пламени. Веки открыть максимально широко и постараться не моргать. Разные источники дают различные рекомендации относительно моргания во время бахиранга-тратаки. Некоторые  рекомендует избегать моргания до тех пор, пока из глаз обильно не потекут слезы. Данный вариант может рассматриваться как очистительная процедура, направленная на поддержание оптимального состояния носослезных каналов (которые соединяют полость конъюнктивы и полость носа; порой эти каналы засоряются, воспаляются и требуют довольно неприятных вмешательств, поэтому периодическое «промывание» каналов слезной жидкостью может быть полезным). Другие, более мягкие варианты выполнения допускают смаргивание во время выполнения внешней тратаки и предлагают держать глаза открытыми до появления ощущения лёгкого жжения в глазах.

Таким образом, внешняя тратака может быть выполнена а) до обильного слезотечения с исключением моргания; б) с периодическим редким смаргиванием до ощущения лёгкого или интенсивного жжения (либо до слёзотечения).

   Наличие очков не препятствует практике тратаки. Если в очках практиковать комфортнее, то допустимо выполнять тратаку, не снимая их. Контактные линзы предпочтительнее на время практики снимать.

   На первых этапах практики пламя свечи может двоиться, стремится к периферии поля зрения; эти явления связаны с низкой способностью контролировать тонус глазодвигательных мышц и устраняются регулярной практикой.

В процессе выполнения бахиранга-тратаки и фиксации глазных яблок следует максимально сосредоточить на объекте своё внимание. Если концентрация внимания неустойчива и ментальные процессы хаотичны, следует использовать технику экаграта вритти (вритти – колебания, экаграта – однонаправленный): то есть, не подавляя умственную деятельность, «направить» деятельность ума на объект – мысленно словесно описать форму пламени, его цвет и другие характеристики.

По истечении времени бахиранга-тратаки (то есть при наступлении слезотечения или жжения в глазах) следует закрыть глаза и перейти ко второй, внутренней, стадии – антаранга-тратаке. Здесь, как правило, возможен один из двух вариантов. Некоторая часть людей способна легко визуализировать объекты с закрытыми глазами; им предлагается восстановить в зрительном поле образ пламени и продолжить концентрацию внимания на нём. Тем, у кого нет врожденных способностей к визуализации (таких людей большинство), следует применить второй вариант антаранга-тратаки, описанный ниже.

В силу инерционности нервной ткани в нейронах затылочных долей коры головного мозга (отвечающих за зрительное восприятие) и чувствительных рецепторах сетчатки глаза формируется остаточное возбуждение. Это остаточное возбуждение даёт эффект светлого пятна на зрительном поле при закрытых глазах. С этим явлением знаком каждый из нас: подобное пятно на сетчатке мы видим всякий раз, посмотрев несколько секунд на солнце и закрыв потом глаза.

В результате выполнения первого этапа (бахиранга-тратаки) и созерцания пламени неподвижным взором мы готовим себя к выполнению второго этапа. Закрыв глаза, следует найти на зрительном поле отпечаток пламени (как правило, это пятно повторяет форму и размер пламени), после чего расслабить и одновременно зафиксировать глазные яблоки так, чтобы пятно располагалось по центру и было неподвижно. На первых этапах освоения тратаки пятно обычно «пытается» блуждать, смещаясь в разные стороны.  По мере освоения техники и повышения контроля над глазодвигательной мускулатурой  объект концентрации (пятно на сетчатке) становится устойчиво неподвижным.

При фиксации глаз  и созерцании объекта на втором этапе тратаки можно вновь применить технику экаграта вритти, то есть мысленно сформулировать характеристики объекта.

По мере выполнения второго этапа объект постепенно меняет цвет, тускнеет, уменьшается в размерах, нашей же основной задачей является сохранять максимальную неподвижность пятна на сетчатке и концентрацию на нем внимания. На финальной стадии второго этапа  можно мягко положить на глазные яблоки  ладони или подушечки пальцев – это позволяет усилить яркость объекта и продлить вторую фазу.

После исчезновения пятна на поле внутреннего зрения можно открыть глаза, зажечь свечу и повторить всю последовательность.

Противопоказаниями к практике тратаки является глаукома, острые воспалительные заболевания глаза.

В основе физиологических эффектов тратаки лежит так называемый эффект Ашнера: активация парасимпатического отдела нервной системы вследствие фиксации глазных яблок либо надавливания на них (напомним, что парасимпатическая нервная система ответственна за процессы релаксации и успокоения, преобладание процессов торможения в ЦНС, что в определенной степени способствует успокоению беспорядочной деятельности ума).

Данный рефлекс ранее применялся в клинической практике для купирования приступов пароксизмальной тахикардии (учащенного сердцебиения) – при надавливании на глаза повышается тонус парасимпатики, что приводит к подавлению патологической сердечной активности и нормализации сердечного ритма.

В йоге рефлекс Ашнера работает как в практике тратаки, так и в некоторых аналогичных практиках – при касании глаз подушечками пальцев в йони-мудре, либо при использовании подушечек для глаз в шавасане.

Кроме того, фиксация взгляда и глазных яблок оказывает определенное воздействие и на активность и состояние мозга. Глаза бодрствующего человека совершают в течение секунды множество скачкообразных движений, так что после каждого скачка на сетчатке возникает соответствующее топографическое изображение (Д.Эберт). В экспериментах при проецировании одного изображения на одно и то же место сетчатки во всех участках мозга устанавливался доминирующий альфа-ритм (Lehmannи др., 1967). Феномен одновременного установления альфа-ритма был получен также на «цельном поле», то есть при фиксации взгляда на совершенно нерасчлененном поле одинаковой освещенности (Cohen, 1957). Напомним, что доминирование альфа-ритма характерно для медитативных состояний и глубокой релаксации с закрытыми глазами (Okuma и др., 1957, Kasamatsu и Hirai, 1966).

Таким образом, практика тратаки, а также подготавливающих к ней техник и процедур могут оказывать существенное влияние на состояние зрительного аппарата. Кроме того, навык осознанной релаксации, движения и фиксации глазных яблок – еще один ключ к управлению своим внутренним состоянием, активности своего мозга и сознания. Отработка этого направления поможет сделать более эффективными другие элементы йогической практики – асан, пранаямы и техник самьямы.

Удачи в практике!