Walking
+7 (499) 653-54-05

Какую цель мы ставим, практикуя йогу?

Адекватной среднесрочной целью практики йоги адекватного современного практикующего НЕ должно быть:

- достижение самадхи,

- остановка внутреннего диалога,

- прекращение сердцебиения,
- переживание космического оргазма
- вштыривание и расколбас...

... я уж молчу про закручивание различных конечностей в те или иные хитрые бублики. Это всё прекрасно - но не как адекватная и среднесрочная цель практики.

Нормальная и здравая цель - двигаться к пониманию того, как работает ум. Объективизация ума. Осознание и наблюдение процессов в нём. Что, конечно, невозможно с пультом перед TV, а требует определенной предварительной подготовки. Ну там, прямая спина, не затекающие через 5 минут ноги и все подобные дела. Хотя и в тренировочных асанах можно многое отследить. Та же длительная пащчимоттанасана. И не только.

Вьяса, комментируя самую первую шлоку Йога-сутр Патанджали, говорит о пяти базовых состояниях сознания (сам Патанджали о них не говорит). Это кшипта (блуждающее), мудха (тупое), викшипта (произвольно направленное), экагра (собранное в точку) и нируддха (остановленное). Как все-таки это вкусно -в пяти словах о самом главном.

Первые два состояния - это и есть наш обычный ум. И их надо конкретно прожить, эти состояния, всерьез отследить эти проявления, день за днем, снова и снова. Не будет никакого движения вперед, пока не осознаны и отслежены эти базовые тенденции нашего обыденного ума, пока не начало внимание вычленяться из этих процессов и обращаться на них пусть еще едва-едва, но отрешенно и наблюдательно.

Надо учиться видеть, как ум практически постоянно делает всего лишь одно из двух. Либо носится, как угорелый, от мысли к мысли (классика жанра - не просто как дикая обезьяна, а как пьяная дикая обезьяна, укушенная скорпионом, да). Либо зависает и залипает на какой-нибудь хрени, обычно нудной, грустной, тупой, слезливой, и исполненной важностью глубины личного и уникального страдания.

Раджас и Тамас. Ну а как же. Но - видеть. Вчера, сегодня и завтра. Хотя бы во время своей формальной практики. Я уж молчу пока про то, чтобы это в повседневную жизнь вынести. А не просто читать и кивать головой согласно.

Второе - очень прикольное. Это весь наш любимый набор состояний. Я несчастный. Меня никто не любит. Я бесталанный. Я ничтожество. У меня тяжелый период. Мой ретроградный Марс в оппозиции к Сатурну - не трогайте, мой психоз оправдан звёздами! Мир ужасен... И прочая-прочая-прочая. Застойное возбуждение в коре головного мозга, негативная доминанта... и еще одна - и вот еще несколько. Что офигенно - эта липкая и вязкая ерунда (Тамас, а как мы хотим?..) вызывает (ложное!) ощущение ИСТИННОСТИ себя. Эта штука - реально бестелесная, прозрачная и бессильная - может залипать там, внутри, лишь на нашем собственном ресурсе. Если мы даём этому право быть, даём право определять НАС в текущий момент времени - значит, мы это ДЕЛАЕМ. Соглашаемся спонсировать эти вялые и нудные ТЕНИ - собственной энергией. Снимая её с банковского счета истинного своего состояния: умиротворения, радости и любви.

С этими тенями можно бороться. Можно. Но можно - и НЕ. Кому и что ближе. Но, в общем-то, достаточно внутри точечной телесной фиксации (какой-то асаны) это осознать. Увидеть. Пережить это - как процесс в уме, даже не как сам ум, а как процесс внутри пространства ума. Не как «себя». А как событие, просто некий happening. И - вдруг - тень теряет силу и расползается, как облако на небе. Перестаёт быть «мной» («Я - несчастный», «я ничего не умею»...). Становится процессом. А процесс - не имеет веса. Не имеет силы. Не может контролировать, управлять. Он просто есть - и тут же «он просто нет». :)

«Гора с плеч» - это снова и снова переживание этого. Лёгкость внутренняя - оттуда же. Эта тяжелая, липкая, забивающая все поры штука, висящая, тянущаяся месяцами и годами («плохое настроение», «тяжелый жизненный период», «восстановление сил после...») - это тень. Мы сами её приютили. Поселили. Обогрели. Накормили. В ней нет самосущей силы, этому не дано изначального права управлять мною, формировать моё видение мира и себя в нём. Это - пришлое. Чужеродное. Не настоящее. Мимикрирующее под «я - вот такой-то», «у меня - вот так-то». Чтобы просто и тупо пользоваться ресурсом этого «я» и «меня». Ресурсом истинного состояния, которое приоткрывается само всякий раз, когда липкий налёт снова осознаётся лишь тенью и облаком на вечно изменяющемся небе.

И в этом смысле - прекрасно, когда мы проживаем такие «сложные периоды», но при этом все же находим силы на ежедневную практику йоги. «Сложный период» - даёт больше возможностей увидеть и осознать. Ежедневная практика - обязательное инструментальное условие для реализации этого. Актиния и рак-отшельник. Чистый симбиоз.

Не надо никуда бежать. Живи - и практикуй. Переживай - и занимайся. Страдай - но медитируй. Грусти - но тяни заднюю поверхность. Чем «хуже» - тем зачастую и «лучше». Больше можно увидеть, осознать и понять.

Только практикуй. Никак иначе.